Выбрать страницу

Торговля на маркетплейсах является привлекательным вариантом бизнеса как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Онлайн-площадка с многомиллионной аудиторией предоставляет удобный сервис, включая хранение и доставку товаров, тогда как продавцу нужно вовремя поставлять нужное количество товара и следить за остатками. Однако, действительно ли все просто и “радужно”, как это выглядит на первый взгляд? Разберемся в статье.

Какие риски есть у продавцов маркетплейсов

Продажа товаров на маркетплейсе — это бизнес, а бизнес всегда связан с рисками. Риск — это одно или ряд событий, которые могут произойти с компанией и принести негативные для нее последствия. С какими рисками может столкнуться селлер, реализующий продукцию через маркетплейс.

  1. Отсутствие товарного знака может привести к негативным последствиям в виде исков от правообладателей. Несмотря на то, что в маркетплейсы не требуют наличия товарного знака, продажа товаров без него может привести к судебным разбирательствам с правообладателями. 

В этом случае не только пострадает репутация селлера и продажи на онлайн-площадке будут прекращены (т.к. магазин удалит карточки товаров и заблокирует личный кабинет), но ему также придется выплатить штраф маркетплейсу, ведь ответственность при возникновении споров лежит на продавце, выплатить компенсацию владельцу товарного знака, а это дополнительные финансовые потери.

  1. Демпинг цен со стороны недобросовестных конкурентов, продающих аналогичный товар. Начинающим селлерам сложно конкурировать с более опытными продавцами, когда те начинают снижать цены. Выход в таких случаях один — повышение ценности и качества продукта. Стоит уделить внимание описанию товара, красивой презентации и качественной инфографике, максимально полному обзору.
  2. Заказы-фейки — это также промысел конкурентов, которые заказывают товары в больших объемах маленькими партиями, а потом либо их отменяют, либо не выкупают. Столкнувшись с такими атаками продавец может написать жалобу в техподдержку торговой площадки. И хотя невыкупленные товары являются затратами и проблемой продавца, маркетплейсы также теряют процент от каждого отказа, поэтому обращают внимание на всплеск активности со стороны псевдо покупателей.
  3.  Копирование карточек товаров. Конкуренты также могут полностью копировать контент успешного товара из топа выдачи, а если они еще и снижают цену товара, то все покупатели уходят к нему. ЧТобы этого не допустить, нужно делать такие фото и инфографику, где был бы виден логотип или слоган конкретного продавца.
  4. Снижение рейтингов из-за большого количества негативных отзывов. На маркетплейсах отзывы являются инструментом продвижения товара. Если селлер получает сразу большое количество отзывов, не важно кем сгенерированных (конкурентами или реальными покупателями), нужно быстро и правильно реагировать на негатив. Во-первых, перекрывать каждый негативный отзыв несколькими позитивными, чем больше, тем лучше. Во-вторых, нужно отвечать на негативные обращения вежливо, показывая, покупателям, что вы готовы исправить ошибку, ведь вам не безразлично мнение покупателей.

Несмотря на то, что большая ответственность, связанная с рисками, лежит на продавце, все же есть способы снизить негативные последствия, если подходить к организации и ведению бизнеса на маркетплейсе грамотно, вовремя реагировать на изменения в продажах и следить за статистикой.