Маркетплейсы OZON и Wildberries являются самыми популярными среди покупателей и наиболее перспективными для продавцов. Обе площадки открывают перед бизнесом широкие возможности торговли самыми разными товарами, покрывая своей развитой логистической сетью всю территорию страны. Однако, несмотря на то, что принцип работы маркетплейсов одинаков, все же есть ряд отличий, касающихся отдельных факторов, о которых селлерам нужно знать заранее.
Преимущества и недостатки OZON и Wildberries
Процесс регистрацииНа Озоне и ВБ вести торговлю могут ООО, ИП, самозанятые. Регистрация для селлеров Озона бесплатная, тогда как продавцам не Вайлдбериз придется внести регистрационный взнос в размере 10 тыс.руб. Он поступит на счет и в дальнейшем деньги оттуда могут расходоваться на продвижение товаров.
Формат работыПродавцы, прошедшие регистрацию, должны выбрать формат работы. Маркетплейсы предлагают несколько вариантов:
- OZON — FBO (продавец оформляет поставки на склад маркетплейса и доставляет на него партии товаров, а логистикой занимается самом торговая площадка), FBS (товары хранятся на складе продавца и передаются площадке только после поступления заказа), RealFBS (площадка выполняет функции витрины, хранением, упаковкой и доставкой товаров до покупателя продавец занимается самостоятельно.
- Wildberries — FBO, FBS, DBS — аналогично Озон.
Комиссии и штрафыС каждой товарной позиции селлер платит маркетплейсу отпределнный процент комисии. Зависит размер комиссии от категории товаров. На ВБ она варьируется от 7 до 25%, на Озон от 5 до 21,5% от стоимости каждой товарной единицы.
Оба маркетплейса взымают с продавцов штрафы в случае нарушений правил торговли на площадке. На ВБ штрафы выражаются в денежным суммах, размер которых зависит от правонарушения (самовыкуп, неверная упаковка, отсутствие маркировки, нарушение сроков отгрузки и т.д.). На Озон внедрена и работает балльная система штрафов. Когда селлер набирает 1200 штрафных баллов, площадка либо временно блокирует магазин, либо полностью расторгает договор. Помимо этого на продавца могут наложить санкции за нарушение правил торговли.
Вывод средствВыводить заработанные средства на расчетный счет продавцы Озон могут дважды в месяц, тогда как на ВБ — каждый день.
Аудитория и финансовые показателиСогласно данным некоторых аналитических организаций аудитория ВБ — это преимущественно женщины, Озон — мужчины. Возрастной диапазон примерно одинаков от 25 до 45 лет. Количество пользователей на ВБ по состоянию на 2022 год составило 120 млн.человек, на Озон число покупателей приблизилось к 35 млн.
Стоимость товаров, проданных на Wildberries за год, составила почти 1,7 трлн.рублей, на Озон — 832 млрд.руб.
Количество брендированных пунктов выдачи маркетплейса ВБ в 2023 году превысило отметку в 33 000, OZON — 24,5 тыс. ПВЗ.
Подводя итог можно сказать, что Wildberries — это площадка, больше подходящая для опытных продавцов, которые уже знают особенности ведения бизнеса, его рентабельность и ассортимент наиболее востребованных товарных позиций. Тогда как на Озоне лучше стартовать новичкам, так как здесь нет первоначального платежа, более лояльные условия в отношении штрафных санкций.